Способность мышления к обобщению есть палка о двух концах. Потому что она — с одного конца — позволяет осмыслить единство мира, а с другого — упереться в одинаковую химическую формулу графита и алмаза. Поэтому мышлению нужна еще одна палка — анализ. Которая позволяет сказать, что мир многообразен, а одинаковая химическая формула может быть у разных минералов. Человеку, наученному мыслить с помощью этих операций, можно играть в паззлы, или в преферанс, или в науку. Почему играть? Потому что после игры начнется настоящая работа. Она начнется, когда разум повзрослеет настолько, чтобы увидеть, что количество исключений из правил пользования мышлением в его жизни сопоставимо с количеством самих правил. Тогда ему необходимо будет выйти за пределы формальной логики, да и вообще за пределы любой логики — слово как общественный, конвенциональный способ познания и передачи опыта не может вместить всей полноты переживания себя в мире и мира в себе. А начинать все это можно как раз с мышления о мышлении. Для того, чтобы научится видеть ловушки мышления со стороны. И относиться к ним как к пустым звукам, или непонятным буквам чужого языка. Он ведь и вправду чужой — мы его совсем не знаем, хотя и пользуемся. Но ведь, если язык чужой, мы о нем думаем — что сказать, как сказать, какое слово подобрать. Чтобы поняли. А на своем несем всякую ересь. Не утруждая себя понять, что это за ересь. Потому что запутать себя своими же словами проще простого. И поверить в эту запутанность, и испугаться ее. Представьте себе только человека, на которого давит груз ответственности. Он идет так, как будто у него на загривке тонна — согнувшийся, еле ноги переставляющий и шаркающий. А на загривке у него ничего нет! Ну и почему же он так надрывается? А потому, что уверен, что словосочетание из 19 букв столько и весит!
Снова о словах