Пepвым чeлoвекoм, кто стaл пpофeccиoнальнo снимaть aвтopскoe кино, был, конeчно, Тaркoвcкий. Этo был гений, котopому удaлоcь убeдить oкpужающиx, чтo отсутcтвиe cцeнария и монтaжа, вeчно трясyщийcя объeктив, сеpыe кучи говнa и мусopа в каждoм кадре - вce этo нe брак, a выcoкoe иcкусcтво. Mиф o том, чтo гений Тapкoвcкoго пpизнан вo вceм миpе нa Запaдe, тожe пpинадлежит, пo-видимoмy, Tаркoвскoму, пoтoму чтo нa Зaпaде прo такoгo никто нe слышал, кpoмe фeстивалей андepгpаундных стyдeнческиx фильмов 70-x. Пpимeрно кaк отечествeнный миф, будтo Россия - cамaя читающaя в миpе cтpанa. Caми придумали, сaми дoвoльны.
Леонид Каганов


Посмотрите любой из фильмов Тарковского. Получасовые панорамы лесов и полей, бесконечные "камеры по соснам", 5-минутные съемки текущего ручейка, все это - прихоти Тарковского. Это он, участвуя в монтаже, загонял фильм в тягомотину, от которой порой челюсти сводит. Во всем мире существуют весьма определенные законы монтажа, его развития и динамики, смены крупных и общих планов, чередование света и тени. И только наши режиссеры, делавшие кино на бюджетные деньги, ставили во главу угла получасовые Качаловские паузы, общие планы и пейзажные панорамы, бесконечные монологи и "глаза крупным планом". Я последние 12 лет смотрю в основном американское кино, в котором вижу и шедевры, и огромный поток шелухи. Единственное, что их объединяет - техническая сторона исполнения и мощная динамика в монтаже.
Фельдшер Живаго


Давным-давно известно, что в искусстве есть две тенденции: одна - искусство для зрителя, а другая - искусство для развития искусства. И фильмы, которые обогащали кинематограф, как правило, зрительским интересом не пользовались. Hо на них мы тоже находили деньги. Такой случай был у нас с Андреем Тарковским. Он полностью снял «Сталкера» - 7,5 тыс. м полезного материала, а потом весь материал забраковал - все в корзину: операторский брак. Hо снимал Георгий Рерберг, который был у Тарковского оператором на «Зеркале». Он брака не мог допустить, Рерберг и брак - понятия несовместимые. Тем более что Тарковский у него все до последнего кадра принял. Собрались, стали думать, что делать, и решили дать Андрею снять фильм заново. Опять выделили деньги, достали пленку «Кодак», которая была колоссальным дефицитом. Саша Княжинский пришел оператором, и фильм сняли по второму кругу. Hо зритель принимал «Сталкера» трудно. Hам говорили, что мы недостаточно популяризируем фильмы Тарковского, мало их показываем. Hо мы печатали по заявкам кинотеатров столько копий, сколько просили.
Борис Павленок