Записи с темой: ЖЕНЩИНЫ (19)
Промолчи, и Сатана восторжествует.
Вера Журавлева
Хроника «вольномученика» Кира

Я держу в руках ставшую хрупкой от времени фотографию. На ней группа молодых людей в военной форме времен первой мировой войны. Подпись на обратной стороне снимка: «Вольномученику Киру Александровичу... 28 октября 1917 года».
Что же это за «вольномученик»? Кто он?
Если обратиться к подшивкам журналов и газет тех далеких лет, то можно встретить такое вот сообщение:
«Ученица шестого класса Виленского женского училища Кира Башкирова поступила охотником в один из полков под фамилией Николая Попова и была назначена в команду конных разведчиков. В ночной разведке Кира Башкирова выказала столько храбрости, что за отличный подвиг была пожалована Георгием 4-й степени».
...Говорить она старалась басом. А в письмах } домой настаивала: «Только конфет не присылайте».
И мать, глотая слезы над этими по-детски упрямыми строчками, в место конфет покупала махорку. Побольше. Чтоб на всех хватило.
Кто бы узнал теперь в этом высоком пареньке в прожженной шинели, небрежно пускающем стройные кольца дыма, девицу из женского высшего Мариинского училища?
Буднями для нее стали мерзлые окопы, атаки, гибель боевых товарищей... Затишье — отдых. Но не для Николая Попова: то один — «напиши письмо», то другой. А то, пряча смущенно глаза, подойдет Царев, у него семеро детей. «Слышь, Николай, пойди за меня в разведку, ты ж все равно доброволец...» Все знали безотказность Николая.
С товарищами Николай был прост и добросердечен. Но было в нем что-то такое, что поневоле удерживало окружающих от грубости и фамильярности. Командовал ими капитан Н. Ланской: чуть что — в зубы. Замахнулся раз на Николая, но застыла рука так и не опустившись, кулак замер, словно натолкнулся на невидимую стену.
Подарок судьбы — отпуск домой. Короткий и светлый, как сон. Дверь открыла прислуга и вместо приветствия бросилась в глубину комнат с криком: «Барышня Кира приехала...»
Первым делом сожгли одежду, на которую без содрогания невозможно было смотреть — скопища вшей. Для Киры эти насекомые были страшнее бомб. Другим было проще — «прожарят» одежду над костром и уже жить можно. Кира сделать так не могла.
Потом мама долго «отмачивала» ее в ванной и плакала приговаривая: «Кирочка, ну как же это? У тебя все тело в струпьях. Не пущу. Больше никуда не пущу!» Кира же, плавая в облаке душистой пены, - среди белоснежного кафеля, блаженно улыбалась, наслаждаясь подаренным ей благом.
Остаться дома? Нельзя. Там товарищи. Такие же люди. У Царева семь детей. А он сейчас, в этот вот миг, защищает это ее благо. Остаться — значит, смалодушничать.
В одном из боев ее ранило. Рана была легкая, в руку, и Кира отправилась в медпункт. Но по дороге потеряла сознание: тиф. В госпитале тайна Киры была раскрыта.
Возвращалась после болезни домой на поправку. Здесь ее ожидал сюрприз: в городе были вывешены ее портреты и под каждым подпись: «Кира Башкирова — Николай Попов». Вильнюсцы гордились тем, что бесстрашная девушка — жительница их города.
Встретив на улице генерала, Кира, как положено, отдала ему честь, а он, добродушно улыбаясь, махнул рукой: «Да бросьте вы во фрунт становиться, все-таки барышня». На что Кира, потемнев глазами, лихо отпарировала: «Никак нет, я Николай Попов».
Что же последовало за разоблачением? Об этом тоже сообщали газеты: «До сведения полкового начальства дошло, что столь отличившийся доброволец Николай Попов — переодетая девица Башкирова. В силу этого ее немедленно отправили в город Вильно, как не имеющую прав службы. Но пожалованная ей боевая награда — орден святого Георгия 4-й степени, была за нею признана и, при крайне лестном письме начальства полка препровождена ей по месту жительства. Храбрая девушка домой не явилась, а вновь, выдавая себя за юношу Николая Попова, поступила добровольцем в новую часть, где в сражении с неприятелем была ранена, после чего была отправлена в один из госпиталей. Выздоровев, девушка-герой вновь отправилась на позиции».
Вот тогда-то и была сделана эта памятная прощальная фотография с бойцами 3-го батальона. Был октябрь 17-го года. Бессмысленность войны была очевидна. Родственник Башкировых, опекавший Киру, капитан Савич дал приказ поручику Модестову, взяв отделение, проводить Киру на вокзал и позаботиться о безопасности ее отъезда.
На этой фотографии хроника «вольномученичества» девицы Киры Башкировой обрывается. Но многое остается за кадром. Что же все-таки стоит за словом «вольномученик»? Как пришла она, девушка из дворянской семьи, к решению пойти на фронт? Семь десятилетий минуло с тех пор. Как же сложилась дальнейшая судьба мнимого Николая Попова? Где она? Что с ней?
* * *
И вот я в гостях у Киры Александровны Башкировой — матери двоих детей, бабушки семерых внуков и восьми правнуков. Мы неспешно пьем чай с пирожками, приготовленными самой хозяйкой.
Кире Александровне 88 лет. Она, как всегда, подтянута (я бы сказала, по-военному) — воротничок сияет белизной, волосы красиво уложены в строгую прическу. И такая же красивая, как была в пору юности, — достаточно взглянуть на старую фотографию. Время не стерло ее красоты, напротив — оттенило.
Перебираем с ней семейные фотографии. Вот старший брат Кирилл. Большевик. Революционер. Когда после штурма Зимнего восставшие ворвались в Петропавловскую крепость, освободили заключенных, среди которых был и Кирилл, — его выносили, держа высоко на руках. Прожил Кирилл недолго...
Сестра Злата. Лепролог. Всегда была там, где люди ее профессии нужнее: в степях Казахстана, в среднеазиатских кишлаках, в голодном Поволжье.
Брат Иван — старый большевик, знаток русской истории, человек энциклопедических знаний, в совершенстве владел немецким и французским языками.
Сестра Нина. С ней связаны самые трогательные воспоминания детства. Нина росла Девочкой романтичной. Начитавшись Войнич и Бичер Стоу — такая литература в семье Башкировых поощрялась, — Нина воспылала желанием стать борцом за освобождение всех угнетенных.
Отец — Александр Владимирович Башкиров. Человек незаурядный, «ходячая энциклопедия». Знал 16 иностранных языков, в том числе такой редкий, как древнееврейский. Работал всегда очень много. Не один год отдал переводу нескольких томов «Истории инквизиции». И умер за рабочим столом.
Ближайшим его другом был писатель Вересаев (Смидович). В детстве были соседями, вместе учились в гимназии, вместе поехали в Петербург поступать на историко-филологический факультет. Позже Вересаев предпочел медицину, но это не внесло разлада в их добрые отношения.
Мать Киры Александровны — Надежда Павловна родилась в Швейцарии в городе Веве, рано лишилась матери, воспитывалась в одном из монастырей Парижа. Затем образование ее продолжили гувернеры — отец нанимал для нее лучших преподавателей. Надежда Павловна получила блестящее по тем временам образование, которым впоследствии в полной мере делилась со своими детьми.
Дом Башкировых был уютным и гостеприимным, хозяева радушными, хлебосольными.
Детям предоставлялась полная свобода.
Все дети были как дети. Но Кира... С рожденья она была самым беспокойным и самым голосистым ребенком. Дедушка Корф, незадолго до смерти поселившийся у них, всякий раз просил: «Уберите этого ужасного ребенка». И Киру уносили подальше от его комнат.
Нередко Кира врывалась домой вместе со всей ватагой, и Надежда Павловна кормила всю ее гвардию.
На Новый год в доме Башкировых для всей окрестной детворы устраивали елку — для каждого ребенка заранее были приготовлены подарок и угощение.
После продажи Симоново семья Башкировых переехала в Вильнюс. Киру определили в женскую гимназию — высшее женское Мариинское училище. Вскоре началась война.
Мать и сестры Киры с первых дней войны стали ежедневно посещать госпиталь: ухаживали за ранеными, писали письма их родным, прочитывали почту. Кире такое участие в великом историческом событии казалось малодейственным. Она уже слышала о сверстницах, побывавших на фронте, одну из них Зою Оболенскую знала лично. И хотя известно было, что все эти отважные девушки — кто через неделю, а кто через две — вернулись домой, не выдержав тягот походной жизни и каждодневной опасности, — это не охладило ее горячего желания принять личное участие в защите Отечества.
Кира детально разработала план побега. Тайком отнесла к скупщику часть своих вещей — отрезы на платья, украшения, пальто — и купила вместо этого солдатское обмундирование, вплоть до нижнего белья и портянок, чтоб ни одна деталь не выдала. Все это до поры хранилось в сундуке для приданого подруги Ляли Фонвид.
Теперь прямиком к Ляле — там Киру уже ждали сестра Злата и посвященные в ее тайну подруга Вера Модесс и ее двоюродный брат Николай Попов — он же предоставил ей свое удостоверение ученика реального училища. Злата провожала ее на вокзал, и тут все чуть было не сорвалось.
На перроне к ним подошел офицер — их знакомый. Не обратив внимания на молоденького солдатика, стоящего рядом, он сообщил Злате, что Кира сбежала на фронт...
На перекладных Кира добралась до Лодзи и здесь поступила в часть, которая стояла как раз на пополнении. А еще через пару дней — поход. И сразу в 70 километров. В кровь сбила все ноги. Но многие чувствовали себя еще хуже, и Кира вынуждена была помогать то одному, то другому. Не успела прийти в себя, а тут уже первый бой, и сразу штыковая атака. Вокруг падали люди; крики, стоны, и так хотелось повернуть назад. Не повернула. Воспитание и воля не позволили.
Начальство не могло не заметить: Николай Попов грамотен, смышлен, вынослив, метко стреляет, знает языки — определили его в разведку.
В первом же письме родным с фронта Кира предупредила, что, если попытаются ее вернуть, все равно снова убежит, но тогда уже никаких известий сообщать о себе не будет.
Было Кире в ту пору 16 лет.
Вернувшись с фронта, Кира с головой окунулась в революционную стихию. Уезжали за границу родственники, друзья, звали их. Но Надежда Павловна (после смерти мужа она была главой семьи) слышать об этом не хотела. Она считала, что покинуть Отечество в тяжелое время, дабы где-то в тихом месте отсидеться, — малодушие.
За границу Надежда Павловна не поехала, а отправилась с детьми на Украину к родственникам, в надежде найти там приют. Но, как оказалось, и там было в то время голодно. Жили у одних родственников, потом у других. Задержались под Полтавой — здесь Кира нашла применение своим силам: организовала детский дом. Наверное, не было такого дела, с которым она бы не справилась. И в самую разруху и голод она умудрялась «своих ребятишек» досыта накормить и одеть. Дети были к ней очень привязаны, называли ее мамой Кирой. А было «маме Кире» всего-то 18 лет.
Родственники, жившие в Москве, пригласили их к себе. Это совпадало с желанием Башкировых: хотелось быть поближе к сыновьям, братьям. Долгое время Кира была кормилицей семьи: работы не боялась — и уборщицей была, и посудомойкой, и прачкой. Здесь же, в Москве, познакомилась она с доктором Лопатиным. Поженились. И началась колесная жизнь — Сибирь, Казахстан, Север. Лопатин был доктор-бактериолог, а Кира Александровна выучилась на медсестру и стала незаменимым его помощником.
Вторая мировая война застает их на севере, в Мурманске. Доктор Лопатин оперирует, Кира Александровна как хирургическая медсестра помогает. Сутками не покидала она больницу, хотя в пустой квартире оставался ее сын — двенадцатилетний Дима.
Сама делала сложнейшие перевязки, инъекции, лично ассистировала хирургу во время операций.
Кто-то из знакомых врачей, помню, изрек, что тем, кто работает в палатах с тяжелыми больными, сердце нужно иметь железное. Это, полагаю, неверно. Здесь нужно сердце мягкое и нежное — любящее.
До сих пор памятен Кире Александровне день, когда хирург, осмотрев в очередной раз капитана Озерова (когда Озеров поступил в госпиталь, шансов на спасение у него не было), сказал: «Будет жить!» И в который раз пожал обе ее руки...

«Отчизна» №3 1987


@темы: Женщины, История

Промолчи, и Сатана восторжествует.
Елена Колоколова
Доброволец Попов

Листаю подшивку еженедельного журнала для детей «Задушевное слово» за 1915 год. Незнакомые имена, далекие события... Попадаются и странные для нашего времени стихи про ангелов-хранителей, и сентиментальные рассказы, и сжатые, полные фактов сводки о событиях на фронте. А вот довольно любопытная заметка в номере от 2 августа 1915 года:
«Ученица VI класса Виленского Мариинского высшего училища Кира Александровна Башкирова 8 декабря минувшего года под фамилией Николая Попова зачислилась добровольцем в один из стрелковых полков. Случайно от добровольца не потребовали никаких документов, и потому Башкировой и удалось попасть на службу в качестве добровольца-стрелка. При ночной разведке на неприятельской земле 20 декабря мнимый Попов выказал столько мужества, что был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. Но скоро до сведения полкового начальства дошло, что столь отличившийся доброволец Николай Попов — переодетая девица Башкирова. В силу этого ее немедленно отправили в город Вильну, как не имеющую прав службы. Но пожалованная ей боевая награда — орден Святого Георгия 4-й степени была за нею признана и при крайне лестном письме начальства полка препровождена ей по месту жительства. Храбрая девушка домой не явилась, а вновь, выдавая себя за юношу Николая Попова, поступила добровольцем в новую часть, где в сражении с неприятелем была ранена, после чего была отправлена в один из госпиталей. Выздоровев, девушка-герой вновь отправилась на позиции».
Описание подвига ученицы виленского училища довольно немногословно. Сотрудники журнала, по-видимому, опасались, что такой пример вызовет массовое подражание. В предыдущих номерах я обнаружила целые дискуссии на тему: «Нужны ли дети на войне?» Журнал приходит к одному-единственному выводу: война жестока, жертвы огромны, детям на фронте не место. Хотя, конечно, жизнь брала свое — пыл мечтаний юных не охладевал.
Теперь, по прошествии семидесяти лет, когда давно минувшее оценивается совсем по-другому, мы вправе дать более подробный, развернутый рассказ о необычной судьбе русской женщины.
С самого рождения Кира всех удивляла и сердила. «Дети как дети,— ворчала нянька, возвратившись с очередного гуляния с маленькой Кирой,— а эта, вишь ты, китайская...» Мама с папай наклонялись к ребенку, ища подтверждения словам няньки. Разгадка была проста: жили Башкировы недалеко от китайского посольства, которому принадлежал уютный садик, где и прогуливали Киру. Каждый прохожий считал своим долгом сказать нянюшке так злившую ёе фразу: «Ах, какой милый китайский ребеночек!». Та незамедлительно отправлялась с «ребеночком» домой. Но дома Киру не очень-то ждали. Папа, Александр Владимирович, был человек чрезвычайно занятой. На его долю выпало прокормить семерых детей. Работал много — служил в Публичной библиотеке, дома занимался переводами. Человек он был глубоко образованный — окончил филологический и исторический факультеты университета, знал шестнадцать иностранных языков. И вот в квартире появилась малышка Кира — крикунья невообразимая, до работы ли тут? Позже, когда семья переехала в Тульскую губернию, в дедовское имение Симоново, Кира не давала покоя и там. Дедушка не выдерживал концертов внучки, и их свидания всегда кончались одними и теми же словами: «Уберите этого ужасного ребенка!». С тех пор звание «ужасной» за Кирой закрепилось очень прочно.
Беглянкой она была неутомимой. В пять лет с сестрой Ниной «ужасный ребенок» решился бежать в соседнюю экономию, чтобы поступить там на службу (скотницей и гусятницей) — девочки мечтали начать независимую и самостоятельную жизнь. Планам однако не суждено было сбыться — по мере сгущения сумерек девочки постепенно понимали, что дома жизнь, хотя и зависимая, но все же неплохая, и они обе отдались в руки «правосудия».
Второй побег был более знаменательным. Молодой домашний учитель рассердился на Кирины проделки, запер ее в своей комнате на ключ и удалился. Однако он недооценил особых способностей своей ученицы. Через минуту она уже совершала свою операцию мщения: распорола многочисленные подушки и подушечки, распустив пух и перья по всей комнате. После этого бежала.
Были проделки и другого рода — от них страдали соседи. Приехав к Башкировым на лошадях, они спокойно оставляли хлысты в коляске или на крыльце и шли в дом. Кира была тут как тут: не было для нее приятнее занятия, чем спрятать хлыст.
Не подумайте, что за все эти проказы не следовало наказаний: судили Киру наистрожайшим образом. С ужасом вспоминает она о темном амбаре. Неустрашимая, вечно поцарапанная, вечно носившаяся с деревенскими мальчишками, Кира в амбаре с большим замком притихала. Кира Александровна сейчас признается: «Крыс я, как и всякая женщина, больше всего на свете боялась — так и не сумела перебороть себя в детстве при наказаниях амбаром».
1914 год — первый год войны — Кира встретила ученицей Мариинского высшего училища в городе Вильно. Мужчины уходили на фронт, женщины и девочки работали в свободное время в госпиталях. Башкировы во главе с мамой каждый день отправлялись на вокзал, где добровольно ухаживали за ранеными: кормили, читали, писали письма. Но Кира со своим решительным и воинственным нравом не успокаивалась: ей хотелось быть в центре событий. Наконец созрело решение: бежать на фронт. В план побега были посвящены только самые верные люди — подруга Вера Модесс, двоюродный брат которой — Коля Попов — отдал Кире свое удостоверение ученика реального училища, сестра Злата и подруга Ляля Фонвид, в чей сундук для приданого Кира постепенно укладывала военное обмундирование. Без всякого сожаления Кира рассталась с осенним пальто, с золотым колечком, с материалами на платья и блузки, заменив все эти милые женскому сердцу вещи на грубую солдатскую шинель, сапоги, портянки. Так же решительно будущий солдат продала за пять рублей свои длинные и густые косы. С «пострижением» путь к отступлению был отрезан...
Возвращаясь в своих воспоминаниях к тому времени, Кира Александровна не удивляется. В ней все живет та упорная шестнадцатилетняя девушка, решившая воевать за Отечество. Моему же удивлению нет предела. Уйти на фронт, мечтая о подвигах и славе, великой жертве ради Родины — это полдела. Остаться на фронте, воевать — это героизм. Вы только подумайте: вольноопределяющийся Николай Попов по прибытии в действующую армию был зачислен вначале в конную, а затем в пешую разведку 88-го Петровского полка. То, что Колька — это Кира, не подозревал, конечно, никто, поэтому никаких привилегий, обычно существующих для женщин, не было. Колька писал письма, писал прошения и просьбы — солдаты в основном были неграмотные. Колька чаще других ходил в разведку — жаль было сорокалетних, которых дома ждали ребятишки мал мала меньше. Колька просил родных и близких присылать в посылках исключительно конверты, бумагу, чернила, папиросы и махорку. Все это шло друзьям-разведчикам. Конфет хотелось, но было стыдно и... опасно: увидев разноцветные обертки, солдаты могли пошутить над девчачьими замашками Кольки. «Никаких конфет!» — шли домой депеши, строго засекреченные, подписанные «Ваш сын Николай Попов». И тем временем, как в Вильно родители и родственники со слезами на глазах собирали посылки, «сын» привыкал к военной жизни. Спал под открытым небом, положа голову на бревно. Ел только щи и кашу. Мылся в бане исключительно редко, по ночам, пугаясь каждого шороха. Заставлял себя оставаться на поле боя в первые дни. Глаза закрывались от ужаса — рядом смерть, кровь, пули, снаряды, вой и грохот, а романтические грезы уже давно ушли в никуда. Бежать? Такая мысль появлялась часто. И все-таки, сила воли победила. Колька продолжал воевать.
20 декабря молодой солдат отправился в очередную разведку. С Конкретным заданием — привести языка. Колька был не один, но товарища его вскоре ранили. Пришлось боевое задание выполнять в одиночку. Языка взял, за что и был награжден георгиевским крестом 4-й степени. Великое событие, после которого снова пришли страшные будни. Но, как говорится, нет худа без добра. Бывали моменты, когда Колька праздновал победу своего самообладания, своего умения играть «мальчишку».
Приехав в Вильно в командировку за оружием, Кира ходила по знакомым улицам в Полном военном обмундировании, хотя «великую тайну» родственники и разгласили: на главном проспекте города — Георгиевском — можно было увидеть портрет с надписью «Кира Башкирова — доброволец Николай Попов».
Девушку-героя знали все жители. Во время одной из прогулок Кира столкнулась с генералом. Встала по стойке смирно, отдала честь. Важный пожилой генерал придирчиво оглядел маленького солдата, но, быстро узнав, улыбнулся: «Да бросьте
вы, Николай Попов, во фрунт становиться, ведь все-таки барышня...»
Через день Кира вновь стала Колькой, вернувшись в свой полк. Тайну удавалось сохранять.
Правда, покушения на ее раскрытие были. Как-то Володя Косинский, молодой офицер, слишком вольно приобнял Попова и шепнул: «А ведь вовсе ты не Колька...». Ответила Кира чисто по-женски: покраснев, дала звонкую пощечину и со, слезами на глазах, но твердым голосом приказала: «Догадался и молчи!». На следующий день щека у Володи припухла, а на расспросы окружающих он угрюмо отвечал: «Гулял в лесу, напоролся на сук».
Но вскоре доброволец Попов заболел паратифом, оказался в госпитале и очень быстро распрощался со своим вымышленным именем. В госпиталь стали приходить письма-раскаяния. Солдаты и офицеры просили прощения у Киры за все грубые ругательства, за все мужские шуточки и выходки, преклонялись перед ее терпением и выдержкой, удивлялись своей недогадливости. А Кира страдала: ее должны были отправить домой. Семья в то время жила в Орле. Кира ненадолго с ней соединилась, пока не пришел ответ на прошение. И вот теперь уже Кира Башкирова, георгиевский кавалер, отправилась на фронт. Шел шестнадцатый год, в армии — полный развал. Чувствовались приближающиеся изменения. До октября 1917 года Кира оставалась бойцом 30-го стрелкового Сибирского полка. Последняя военная реликвия — фотография — дорога Кире Александровне интересной надписью: «Вольномученику Кир Александровичу Башкирову в память посещения им 3-го батальона Сибирского полка»,— выведено рукой капитана Савича, давнего знакомого Башкировых. В эти дни «вольные мучения» Киры кончились. Кончились, чтобы начаться снова через двадцать четыре года, в 1941-м.
Канун Великой Отечественной войны Кира Александровна встретила в Мурманске мамой двоих детей. Путешествия по стране, туманы и вьюги Кустанайской области, тарантулы и скорпионы Балхашстроя, болезни детей, волнения мужа, человека горячего и вспыльчивого, всегда готового на бой за справедливость,— все было за двадцать мирных лет жизни. От ушастого добровольца Кольки Попова остались глубокие, живые глаза и характер — то, что неподвластно времени. Стремительная, подтянутая женщина, привычная к любым испытаниям, — такой она пришла в военный госпиталь, где работал муж, а первые дни войны. За медсестрой Лопатиной закрепили палату больных, не имевших никакой надежды на - выздоровление, больных со страшными ранениями. Она вселяла в них веру, она ставила их на ноги.
Иные боялись зайти в ту палату, она ею жила. Вечерний чай — привилегия ее больных. Домашний бульон для умирающего от гангрены Жени Соломина. Угощения домашним печеньем. Все это — забота «мамочки» Лопатиной. Десятки бомбежек в течение суток, ночные дежурства, болезнь мужа, раненного еще в зимнюю кампанию 1939 года, операции, перевязки — все соединялось в один клубок. Из госпиталя в сапогах выйти не могла — отекшие ноги в них было не всунуть. А операции... Они велись и во время бомбежек. Сыплются стекла, все бегут в убежище, но хирург и медсестра Лопатина остаются: как бросить раненого на середине операции? Лечила она не только знанием и умением, но и легкой рукой, добрым словом, решительностью и верой. Для нее сказать: «Надоели больные!» — было равноценно величайшему предательству. Для нее не выполнить просьбу раненого — равносильно преступлению, для нее — старшей сестры Лопатиной, грозы медперсонала и любимицы больных.
Медали «За оборону Советского Заполярья», «За боевые заслуги» стали наградами за спасенные жизни.
И, наконец, сегодняшний день. Кире Александровне восемьдесят шесть лет. Гостей она угощает собственными пирожками. В моей записной книжке на первых страницах — запись о военных подвигах Николая Попова, на последних — рецепт «наполеона», записанный со слов «девушки-героя». Памяти Киры Александрович можно позавидовать. Она помнит обо всем и обо всех. Рада гостям, рада тем, кто не забывает «бабушку Киру». Никогда не говорит, что Колька Попов — далекое прошлое. Он живет в ней и сейчас — в ее решительных поступках, в ее желании все отдать детям, в ее самостоятельности, независимо от болезней. Много ли в истории таких женщин? Пожалуй, нет. Вот уже более полутора сотен лет народ наш знает о подвиге кавалерист-девицы Надежды Дуровой. Рассказывая о своей судьбе в автобиографической книге, Надежда Александровна писала: «Может быть, я забыла бы наконец все эти гусарские замашки и сделалась обыкновенной девицей, как и все, если б мать моя не представляла в самом безотрадном виде участь женщины. Она говорила при мне в самых обидных выражениях о судьбе этого пола: женщина, по ее мнению, должна родиться, жить и умереть в рабстве, что вечная неволя, тягостная зависимость и всякого рода угнетения есть ее доля от колыбели до могилы; что она исполнена слабостей, лишена всех совершенств и не способна ни к чему; что, одним словом, женщина самое несчастное, самое ничтожной и самое презренное творение в свете! Голова моя шла кругом от этого описания; я решилась, хотя бы это стоило мне жизни, отделиться от пола, находящегося, как я думала, под проклятием божиим». Порвав с семьей, со своей обязанностью матери, она уже никогда не расставалась с мужским одеянием, говорила о себе в мужском роде и подписывалась «А. Александров».
Не нам судить Надежду Дурову. Слава кавалерист-девицы, первой русской женщины, награжденной георгиевским крестом, переживет не только наше поколение. И все-таки, меня больше восхищает та русская женщина, которая всегда и во всех обстоятельствах оставалась женщиной. Которая понимала, какое великое счастье выпало на ее долю — быть хранительницей семейного очага, хранительницей веры, добра и тепла, завещанных ей природой. Та женщина, которую ужасы и жестокости войны не заставили забыть слова детских колыбельных песен, женщина с легкими руками и добрым сердцем. Та, что готова отдать жизнь свою и здоровье больному ребенку, та, что с гордостью выполнила долг гражданина своего Отечества, и долг верной жены и заботливой матери.

«Нева» №5, 1985


@темы: Женщины, История

Промолчи, и Сатана восторжествует.
Здравствуй, сестрёнка. Что это у тебя в руках? Да ну, правда нравится, как выглядит эта тётенька на обложке? Что ж в ней красивого? Я вижу только похоть и изощрённую месть фотографа-пидара всему женскому роду. Извини за слово, но они так называются. Не геи, нет. Да понимаю я, что теперь так модно, и ты не виновата, что ничего другого с детства не видела вокруг. Просто посиди пять минут, послушай. Нет, мне плевать, что это скучно. Сядь, я говорю. Молодец.

- О чём ты мечтаешь в жизни? Кто ты через 20 лет? Кто рядом с тобой, чем ты занимаешься, сколько у тебя детей?
- да откуда мне знать что будет через 20 лет!!!! вот ты спросиш тоже!! ну мало ли… буду где-нить работать меня там будут ценить и называть по имени отчеству. ну выйду замуж. скока детей не знаю пока не думала. но наверное будут… двое…
- Ну видишь, не совсем ведь ещё воспитание мамино выдуло из головы шелестом страниц всех этих глянцевых журналов. Эх, не с тобой об этом говорить надо, а с теми из мужиков, от которых в стране зависит что-то. С тебя-то какой спрос… Но им пофигу всё, и защитить своё будущее можешь теперь только ты сама. Родители скоро состарятся, друзьям дела до этого не будет, так что кроме тебя да меня нету у этого будущего защитников. Зачем ты эти журналы смотришь? У тебя же институт завтра, книжки бы читала.

@темы: Женщины

Промолчи, и Сатана восторжествует.
Как-то привели к мудрецу одного юношу и сказали; «Смотри, вот один из тех кого испортили женщины!» Мудрец покачал головой и улыбнулся. «Это мужчины, — воскликнул он, — портят женщин, и все, в чем грешат женщины, должно искупляться и улучшаться в мужчинах, ибо мужчина сотворяет себе образ женщины, а женщина создается по этому образу.»

— «Ты слишком снисходителен к женщинам, — сказал кто-то из стоявших рядом, — ты их не знаешь!» Мудрец ответил: «Свойство мужчины — воля, свойство женщины — уступчивость: таков закон полов, поистине суровый закон для женщины! Все люди не виноваты в том, что они таковы, а женщины и вдвойне не виноваты: у кого хватило бы бальзама и милосердия к ним!» — «Как бальзама! Как милосердия! — вскричал кто-то еще из толпы. — Женщин надо лучше воспитывать!» — «Воспитывать лучше нужно мужчин,» — ответил мудрец и кивнул юноше, чтобы тот последовал за ним. — Но юноша за ним не последовал.

@темы: Женщины, Мужчины

Промолчи, и Сатана восторжествует.
Заметим, что похмелье есть не побочный продукт «русского веселия», а главный эмоциональный итог, цель пития. Это возврат в столь родное для россиян состояние отверженности и униженности, в котором невыносимая тревога тотального сиротства переливается во вполне выносимый «бодун».

<...>

Вот это очень русский тип: мамин сын. Эти дети не амбициозны. Объясняется это вовсе не скромностью, интеллигентностью, или там, внутренней гармонией. Просто у них в отсутствие конкуренции с отцом не сформировался мотивационный механизм. Им уже нечего желать: мать получена в безраздельную собственность, и творчество всякое, карьера, даже деньги им не очень нужны. Более того, деньги они на словах презирают, а в глубине души просто боятся.

<...>

Одиночеству Нади фанаты фильма сострадают особенно глубоко, ведь она такая типичная жертва «отсутствия настоящих мужчин»! Ирония судьбы, собственно в том и состоит, что в качестве вымечтанного принца она (судьба) опять подкладывает героине негодный объект. Так и бывает, если человек не предпринимает внутренних усилий для развития, а ждет внешних изменений жизненной ситуации.

<...>

Мужская стратегия обретения женщины — быть сильным, надежным, защищающим и, вдобавок, успешным — в России не в цене. Подавляющее большинство пользуется инфантильной стратегией. Но обретается при этом не женщина, а мать. Дурные сценарии передаются из поколения в поколение, что фильм второй блестяще доказывает.

«Ирония судьбы» глазами психоаналитика

@темы: Женщины, Жизненное, Кино, Люди, Мужчины

Промолчи, и Сатана восторжествует.
Девушки, женщины, барышни, камрадессы!

Объясните мне, пожалуйста, откуда у вашего прекрасного пола такая сильная склонность к направлениям искусства типа «слэш» и «яой».

Заранее благодарю.

@темы: Женщины, Мужчины, Пустой тег

Промолчи, и Сатана восторжествует.
С глазами черней, чем омут речной,
в юбчонке с десятком заплаток,
без ремесла, без гроша за душой,
но с массой волос, что черной волной
спадала до черных пяток,
Явилась, дитя мое, Ханна Каш,
что накалывала фраеров,
пришла с ветрами и ушла, как мираж,
в саванну по воле ветров.

У нее ни туфель, ни пары белья,
она даже молитвы не знала,
и серою кошкой, не имевшей жилья,
занесло ее в город, в гущу гнилья,
словно между дровами зажало.
Она мыла посуду за малый баш,
но не мылась сама добела,
и все же, дитя мое, Ханна Каш
почище других была.

Как-то ночью пришла в матросский кабак,
с глазами черней, чем омут,
и был там Дж. Кент среди прочих гуляк,
и с нею Джек-Нож покинул кабак,
оттого что чем-то был тронут.
И когда Дж. Кент, беспутный апаш,
чесался и щурил глаз,
тогда, дитя мое, Ханна Каш
под взглядом его тряслась.

Они стали близки там, где рыба и дичь,
там сошлись колеи их путей.
У них не было койки и дома, где жить.
И они не знали, где пищу добыть
и как называть детей.
Но пусть ветер и снег впадают в раж,
пусть саванну зальет потоп,
все равно, дитя мое, Ханна Каш
будет мужа любить по гроб.

Шериф говорит: он подонок и мразь.
Молочница: кончит он худо.
Но она говорит: уж раз я взялась,
то пусть он будет и подонок и мразь,
он муж мой. И я с ним буду.
И нету ей дела до драк и краж,
и простит она брехуна,
ей важно, дитя мое, Ханне Каш,
любит ли мужа она.

Там, где люлька стояла, — ни крыши, ни стен,
их трепала беда постоянно,
но из года год они шли вместе с тем
из города в лес, где ветер свистел,
за ветром дальше — в саванну.
И так идешь, покуда не сдашь,
сквозь ветер, туман и дым,
так шла, дитя мое, Ханна Каш
вместе с мужем своим.

Он рыбу крал, а она — соль,
крала, ничуть не унизясь.
Но когда она варила фасоль,
у него на коленях ребенок босой
вслух читал катехизис.
Полсотни лет — его верный страж,
и одна с ним душа и плоть.
Такова, дитя мое, Ханна Каш,
и да воздаст ей Господь.

Бертольд Брехт, перевод Давида Самойлова.

@темы: Женщины, Литература

Промолчи, и Сатана восторжествует.
Из рецензии на фильм «Шопоголик»:

    Собственно, многие девочки и тётеньки понимают любовь именно так: все обязаны вокруг меня скакать, и в первую очередь должен скакать мой суженый, по ходу прыжков материально удовлетворяя мои самые разнообразные прихоти. Причём конкретно он обязан скакать энергичнее и выше всех, дабы я смогла понять, что именно он меня любит. Только по высоте и частоте прыжков можно определить прекрасного принца. Собственно, вот эти прыжки "подай-принеси-купи" — это с точки зрения большинства тётенек и девочек любовь и есть. А главная эрогенная зона у них — это, как нетрудно догадаться, кошелёк. В кино тётенька именно такая.

    У дяденек это выглядит несколько иначе: изнуряемые похотью дяденьки сперва прыгают, потом добиваются желаемого и резко теряют интерес к прыжкам. После этого дяденьки тоже начинают хотеть, чтобы прыгали вокруг них: готовили еду, наводили порядок, стирали шмотки и пр. Для дяденьки любовь — это домашняя рабыня. И если встречаются два таких одиночества, картина неизменно получается феерическая. Тётенька готова принимать "ухаживания" (за соответствующую мзду), дяденька готов скакать как павиан во время течки (пока не даст). Тётенька благосклонно принимает знаки внимания (см. Кабаки, Шмотки, Бирюльки, Салоны), дозированно подпускает павиана к телу — частить нельзя, надо чтобы ценил. Потом, конечно, свадьба — огромные деньги, лимузины, белые платья, пьяные орды родственников. Страшно подумать, но всё это никак не влияет на семейное счастье. Это влияет только на количество выкинутых денег.

Из комментариев к заметке:

    > Как понять что любишь женщину?

    Могу пояснить только на грубом примере. Подрочи три раза подряд - если не отпускает, значит, любовь.



@темы: Женщины, Жизненное, Мужчины

Промолчи, и Сатана восторжествует.
АД!

По крайней мере, так считает Мэтт Грэйнинг и доказывает свою точку зрения на кроликах.



Архив, 1.6 МБ.

@темы: Женщины, Интересности, Мужчины

Промолчи, и Сатана восторжествует.
Россия — женская страна. Тётеньки у нас значительно активнее, чем дяденьки. Это тётеньки у нас — и учителя, и воспитатели, и врачи, и администраторы. Это они, наши русские тётеньки, сызмальства воспитывают будущих русских дяденек. Нашим русским дяденькам не до этого: они самозабвенно бухают и мечтают о мировом господстве. Под неусыпной женской опекой наши дяденьки в массе вырастают такими женоподобными безынициативными козлами. Наши дяденьки настолько пассивные, что многие по-настоящему пассивные дяденьки могут только позавидовать.

***

Вы живете в Петербурге или в Ленинграде?
Раньше жил в Ленинграде, теперь живу в Петербурге. От перемены названия в городе ничего не изменилось — ну, не считая того, что мы стали «криминальной столицей» да грязища на улице по колено. Ну и, прыгая через помойки, мы теперь зовём друг друга «господами» — что, безусловно, придаёт нам окончательный столичный лоск.

***

Многим ошибочно кажется, что душевные метания надо решать путём усиленных душевных метаний. Это заблуждение. Метаться вообще вредно, а метаться душевно — попросту губительно. Надо помнить о том, что душа проживает в теле. И напрямую зависит от него. В здоровом теле — здоровый дух. Чему основой — трезвый рассудок.

***

И что ты предлагаешь делать на личном уровне?
На личном уровне у православных есть хорошая присказка: спасись сам, и вокруг тебя спасутся другие. В ней глубокий смысл.

Для начала предлагается лично прекратить срать в своём подъезде и выбрасывать мусор в окно.
Вычисти газон под окнами.
Покрась скамейку.

Потом предлагается работать так, чтобы у самого себя к себе же претензий не было.
Делай всё как для себя.

После этого занять активную жизненную позицию.
Если это твоя страна, то её судьба тебе небезразлична.

Послужи в армии.
Нарожай детей.

Смотри, кого ты выбираешь.
Ходи на выборы.
Работай сам.

Работай.
Постоянно думай: как сделать так, чтобы вокруг тебя стало лучше другим?
И делай.

@темы: Женщины, Жизненное, Люди, Мужчины, Цитаты

Промолчи, и Сатана восторжествует.
— Marriages don't fail because couples get bored. They fail because... while they're dating, people pretend to be the person they think their partner wants and then.... Well, there's only so long you can keep that up.

— Maybe they are that person while they're dating, but then they change.

— People thinking their partner will change? That's another reason marriages fail. People don't change. At least not in any way that really matters.


@темы: Женщины, Жизненное, Мужчины, Цитаты

Промолчи, и Сатана восторжествует.
- Тот телемост был в 1986 году.

<...>

Загорается экран, и на нем появляются американки - в свитерах, джинсах, кроссовках. Толстые! Мы-то ждали, что сейчас увидим леди, одетых по мировой моде, с которых потом будем брать пример. А тут...

В общем, начался телемост, и одна американка говорит: да вы из-за войны в Афганистане вообще должны перестать заниматься сексом с вашими мужчинами - тогда они не пойдут воевать. И пальцем все время тычет. Я ей и ответила: в СССР секса нет, а есть любовь. И вы во время войны во Вьетнаме тоже не переставали спать со своими мужчинами.

Но все запомнили только начало фразы. А что, я не права? У нас же действительно слово «секс» было почти неприличным. Мы всегда занимались не сексом, а любовью.


Интервью целиком

@темы: Женщины, Интересности, История, Цитаты

Промолчи, и Сатана восторжествует.
Среди ритмик нойза, грув метала, атональных композиций и прочего джаза нашлось место двум мягким альбомам:

Télépopmusik — Angelmilk (по наводке  Tigrra)

Yoav — Charmed and Strange (по наводке  Gabrielle McCormick)

@темы: Женщины, Люди, Музыка, Позитив

21:49

Flёur

Промолчи, и Сатана восторжествует.
Группа Flёur — один из самых красивых музыкальных коллективов нового века из тех что мне довелось слышать. Творческий костяк группы состоит из двух девушек: Ольги и Елены. Инструмент Ольги — фортепиано, Елены — гитара. Песни в альбомах чередуется: одна песня в исполнении Елены, одна — в исполнении Ольги. Такой подход позволяет в полной мере оценить самобытность мировосприятия каждой из девушек и сплести эти две разные нити в один цельный, четкий узор.

Помимо гитары и фортепиано в инструментарии группы также есть ударные, флейта, контрабас, скрипка, виолончель и синтезатор. Таким образом в наличии имеется восемь инструментов, добавьте к этому два замечательных вокала и инструментов будет уже десять.

Имея за спиной пять студийных альбомов, Flёur умудряются вот уже на протяжении восьми лет сохранять свой изначальный импульс как в музыке, так и в текстах. Говоря о текстах, хочу отметить, что они являют собой почти что полноценные, самостоятельные стихи, доставляющие удовольствие просто от прочтения. Стоит ли уточнять, какая магия происходит при совмещении их с музыкой?

К сожалению, есть не так много людей, у которых так же гармонично сочетается желание что-то делать и способность к этому делу, но такие люди все же есть, и хочется верить, что число их будет расти и красота и искренность всегда будут в цене.

Официальный сайт группы
Неофициальный сайт группы

@темы: Женщины, Музыка, Точка зрения

01:41

О как

Промолчи, и Сатана восторжествует.
С мест сообщают:

Некоторые исследователи предполагают, что стихотворение Сафо "К моей любовнице" посвящено Родопе, которую поэтесса ревновала к своему брату Хараксу. Из рассказа Апулея следует, что Харакс, занимающийся виноторговлей, однажды в городе Навкратисе увидел красавицу, в которую сильно влюбился. Он за огромную сумму выкупил ее из рабства и привез в Митилены. Сафо, познакомившись с девушкой, воспылала к куртизанке жгучей страстью, однако та и не подумала на нее отвечать. Эта холодность сводила с ума поэтессу, сгоравшую от желания. Постоянные ссоры между братом и сестрой заставили Харакса вернуть Родопу в Навкратис, где он надеялся быть единственным обладателем красавицы. Но судьба была против него: когда Родопа "погружала свое разгоряченное тело в студеные нильские воды", орел унес одну из ее сандалий и по невероятной случайности уронил перед Амазисом, стоявшим в преддверии храма в ожидании жертвоприношения. Сандалия оказалась такой маленькой, что фараон приказал найти ее владелицу, обладавшую, без сомнения, восхитительными ножками. Придворные отправились на поиски и, после долгих странствий, отыскали красавицу и привезли к своему владыке. Очарованный Родопой Амазис то ли женился на ней, то ли сделал ее своей любовницей. В любом случае она оказалась потерянной для Харакса. Несомненно, эта легенда послужила сюжетом для "Золушки". В Греции египетскую куртизанку прославили под именем Дорика, а стихи Сафо обессмертили любовницу ее брата.

@темы: Женщины, Интересности, История

Промолчи, и Сатана восторжествует.
Умели же в далеком 1967 снять классный триллер! При том что почти действие происходит в пределах одной квартиры. Где-то с середины картины атмосфера становится настолько напряженной, что оторваться уже невозможно до самой последней минуты, и только когда появляется надпись THE END, наконец-то понимаешь, что все разрешилось.

И конечно, захватывающий сюжет не был бы таковым, если бы не актеры. Все сыграли свои роли отменно, но выделяются, естественно, главная героиня в исполнении очаровательной Одри Хэпберн и главный злодей - шикарный Алан Аркин.

@темы: Женщины, Кино, Мужчины

18:40

Промолчи, и Сатана восторжествует.
Недолго плакала старушка.

@темы: Женщины, Жизненное, Наблюдения

Промолчи, и Сатана восторжествует.
Только начинаю набирать поздравительный текст, как с другого конца уже приходит: «только не вздумай».
я: «хорошо)»
она: «спасибо)))»

@темы: Женщины

19:26

Промолчи, и Сатана восторжествует.

Agnete M. Kirkevaag
Agnete M. Kirkevaag



По-моему самый красивый и мощный женский вокал в тяжелой музыке.

Ваши мнения?

@темы: Женщины, Музыка, Точка зрения